Сколько не повторяй бессмертную пушкинскую фразу «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», ложью до конца сказка так и не становится. И не только в детстве, когда вера в чудеса естественная и крепка, но и в довольно зрелом возрасте. А уж, когда произведения самого Александра Сергеевича положены на музыку и исполнены так талантливо, как это умеют делать только оркестр «Онего» под руководством Михаила Тоцкого и актеры театра «Ad liberum» Елена Сапегина и Александр Картушин, то восторг не скрывают ни маленькие ни взрослые слушатели филармонии.
9 февраля в Большом зале прошел концерт-спектакль из цикла «Сказки с оркестром «Онего» под общим названием «Сказка о золотом петушке», хотя публике была представлена не только история о Царе Дадоне, но и «Сказка о Попе и работнике его Балде». В исполнении оркестра «Онего» звучала музыка Римского-Корсакова, Комарова и других композиторов. Добавляла волшебства в сценическое действо песочная анимация Ирины Линдфорс.
«Сказка о золотом петушке», пожалуй, самая загадочная, да и самая страшная сказка Пушкина, но написана так кратко, иронично и ярко, что не успеваешь по-настоящему испугаться. Да и задумываешься о том, что Шемахинской царице, не имеющей в своем распоряжении никакого войска, удалось уничтожить двух царских сыновей и их армии, сделать «подкаблучником» самого Дадона и стать причиной его смерти, уже спустя какое-то время, когда уходит послевкусие волшебного пушкинского слога. Казалось бы, и сюжет не детский, и финал трагический. Но Елена Сапегина и Александр Картушин с таким юмором, так лихо, на одном дыхании сыграли многочисленных персонажей, что дети переживали за героев совершенно искренне, не беря в голову «взрослую» подоплеку событий.
А разудалая история супергероя Балды и скупого Попа окончательно подняла настроение не только публике, но и артистам. И невиданные соревнования Балды с чертями с целью получить с них оброк, и уморительный страх и жадность Попа, и совсем не жестокая, а смешная расплата в виде трех щелчков по лбу – все подводит к очень знакомой, но не заезженной морали: «Не гонялся бы ты, Поп, за дешевизной».
Что же касается всего концерта-спектакля, то, похоже, автору идеи Михаилу Тоцкому удалось решить гораздо более серьезную задачу: рассказать детям, что за любой сказкой-ложью нужно уметь разглядеть правду.