Booking tickets

(8142) 76-92-08

Box office working hours:
Mon – Fri: 12 pm - 7 pm
Sat – Sun: 11 am - 5 pm
Lunch: 14:30 — 15:00

Всероссийская премьера на сцене Карельской филармонии

23 November 2019, saturday

Третий концерт цикла «Вечера с Большим симфоническим оркестром», как это часто бывает при соприкосновении с музыкой определенной тематики, перенес публику из дня сегодняшнего в век, эдак, восемнадцатый. Причем не в Россию с ее Петровскими реформами, а в Европу. Несмотря на то, что в программе концерта только «Stabat Mater» Джованни Перголези была написана в соответствующее время, и «Ave Maris stella» Сергея Екимова, и «Como cierva sedienta» Арво Пярта – композиторов живущих и творящих в XX-XXI веках – поддержали атмосферу эпохи Просвещения.

Три молитвы были исполнены Симфоническим оркестром филармонии под управлением маэстро Анатолия Рыбалко, Женским хором Музыкального училища имени Римского-Корсакова под руководством Сергея Екимова и тремя блестящими солистками: Еленой Миляевой (сопрано), Антониной Линьковой (сопрано) и Дарьей Гавриловой (меццо-сопрано).

А еще 22 ноября в стенах Карельской филармонии произошло событие, которое уже стало определенной вехой в культурной жизни России: состоялось первое исполнение в нашей стране «Como cierva sedienta» для сопрано, женского хора и оркестра на библейские тексты эстонского композитора Арво Пярта. Яркий представитель европейского минималистского музыкального движения 1960-х годов, Арво Пярт и известен европейцам гораздо больше, чем россиянам. В этой публикации я попытаюсь частично восполнить этот пробел в музыкальном образовании соотечественников.

Итак, Арво Пярт родился 11 сентября 1935 года в небольшом эстонском городке Пайде неподалеку от Таллинна. Уже в трехлетнем возрасте он вместе с мамой переезжает в Раквере (Раковор) и там начинаются его занятия музыкой. Интересно, что дома у будущего композитора имеется только старый рояль, расстроенный настолько, что правильно звучат лишь крайние регистры. Позже многие музыканты подшучивали над Арво, мол, именно «полуживой» рояль заставил его экспериментировать и изобретать свои собственные стили. Кстати, именно в Раквере подросток Арво Пярт впервые слушает финские радиопрограммы с современной симфонической музыкой, которые достаточно хорошо ловятся в северной Эстонии.

Хотя пианино становится любимым инструментом Арво, он также играет на гобое в школьном оркестре и на ударных в танцевальном ансамбле. Около 14-15 лет близкие и друзья слышат его первые сочинения, а в возрасте семнадцати лет он представил пьесу для фортепиано «Meloodia», которую специально написал на конкурс молодых артистов. К сожалению, хотя «Meloodia» не осталась незамеченной, она не завоевала ни одного приза: из-за явного отсутствия «исторических эстонских корней».

В 1954 году Арво Пярт поступает в Таллиннскую высшую музыкальную, где изучает теорию музыки, композицию, фортепиано, музыкальную литературу, анализ и популярную музыку. Но уже через несколько месяцев его призывают в армию, где он серьезно заболевает: целых десять лет после этого Арво Пярт пытается справиться с болезнью почек. Однако, он возвращается в Таллиннскую высшую музыкальную школу, жадно впитывает новые музыкальные идеи, и уже тогда показывает бесспорный талант композитора. Затем была учеба в Таллиннской консерватории, которую Арво окончил не только дипломированным специалистом, но и известным всему Советскому Союзу композитором, обладателем Первой премии в конкурсе молодых композиторов СССР. Это был 1963 год, и его карьера, кажется, идет полным ходом.

Но несмотря на успех, Арво Пярт постоянно являлся объектом советских музыкальных критиков: его упрекали в отсутствии в сочинениях соцреализма, в присутствии «западного буржуазного упадка», особое недовольство вызывали его изыскания в музыке православного христианства, а также французских и фламандских средневековых композиторов. А ведь именно эти сочинения, примерно, в 1976 году привели Арво Пярта к созданию своего собственного стиля, который сегодня всем известен под названием «tintinnabulation» (звон колоколов). Вот, что сам композитор говорит об этом стиле: «Я работаю с очень немногими элементами - только один или два голоса. Я строю из примитивного материала - с идеальным аккордом, с особым тоном. Три ноты идеального аккорда похожи на колокольчики. Вот почему я назвал это tintinnabulation». Именно в этом новом стиле Пярт напишет свои самые известные произведения: «Fratres», «Cantus in Memoriam» и «Tabula Rasa».

В 1980 году Арво Пятр вместе со своей семьей эмигрировал в Вену, где очень скоро получил австрийское гражданство, через год Пярт с семьей переезжает в Западный Берлин, совершает частые поездки в Британию и Соединенные Штаты. После распада Советского Союза Арво Пярт вернулся в Эстонию, в Таллинн.

Сейчас член Американской академии искусств и литературы Арво Пярт является одним из самых популярных композиторов современности, его произведения исполняются по всему миру, выпущено более 80 альбомов, сочинения в стиле tintinnabulation звучат в фильмах и театральных постановках.

Просмотров: 6 049