XX век вошел в историю культуры как век эксперимента и поиска новых путей в искусстве. Это время манифестов и деклараций. В противоположность «старой» музыке появилась «новая». Композиторы искали новые красочные звучания, новые формы, пытались создать новый музыкальный язык. В Вене, где когда-то творили великие классики Гайдн, Моцарт и Бетховен, появилась целая композиторская школа, рискнувшая посягнуть на вековые традиции. Возглавил эту школу Арнольд Шенберг.
Музыка Веберна сильно отличается от музыки как Шенберга, так и Берга, прежде всего преобладанием миниатюрных музыкальных форм. Пьесы для оркестра ор.6 беспрецедентно кратки, афористичны. Мир одних пьес наполнен высоким эмоциональным накалом, образами исступления и вопля, но наряду с этим мягкий поэтический строй некоторых пьес роднит произведение Веберна с традициями романтической музыки.
Творческие искания Шенберга и двух его ближайших единомышленников Альбана Берга и Антона Веберна оказало огромное воздействие на мировую музыкальную культуру, расширило горизонты высокого искусства.
В это время на другой стороне земного шара Джордж Гершвин завоевывал популярность среди американской публики. Тогда он был известен в первую очередь как автор бродвейских песен. Совсем скоро мир узнал в нем музыканта, способного слить воедино симфоническую и джазовую музыку, а также создать первую национальную оперу США о жителях негритянских кварталов. И это при том, что у него не было практически никакого музыкального образования! Когда слушаешь его музыку, не перестаешь удивляться масштабу его природного дарования. Удивительно, но во многом благодаря сыну одесских эмигрантов американская музыкальная культура стала достоянием всего мира.