Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский – признанные гении XX века. Они оба сочетали в себе сразу три профессии: пианиста, дирижера и композитора. Оба заслужили мировую славу ещё при жизни.
Стравинского называют «музыкальным хамелеоном» и «композитором 1001 стиля». Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания. Его балет «Весна священная» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Уехав из России, Стравинский порывает связь с родной средой. На смену «русскому» стилю в его творчестве наступает сначала неоклассицизм («Пульчинелла»), а потом и попытки освоить новые техники («Симфония в трех движениях»). Рахманинов же всегда оставался самим собой, но никогда не был глух к тому, что происходило вокруг него (например, в его музыке можно найти влияние джаза). Он всю жизнь считал себя исключительно русским композитором. Даже уехав из страны, он очень тосковал. «Уехав из России, я потерял желание сочинять», – говорил Рахманинов.