Состоялся первый концерт фестиваля «ХХ век с Вадимом Холоденко». Фестиваль молод, нынешний по счету – третий, но он уже успел стать значимым событием в культурной жизни карельской столицы. В течение нескольких дней здесь можно посетить концерты с участием музыкантов мирового уровня. Необычность этих концертов еще и в том, что каждый год Вадим Холоденко представляет петрозаводской публике, как правило, молодого, но уже успевшего завоевать мировую известность артиста. В этом году таким артистом стал Александр Бузлов, который смог выступить в Петрозаводске при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Звезды XXI века».
Классическую музыку ХХ века часто называют сложной, «музыкой не для всех». Отчасти, это так - в ХХ веке классическая музыка склонна к экспериментам, которые не ограничены ничем, кроме воли и фантазии самого композитора. Интересно, что подобные эксперименты проводились, практически, во всех направлениях искусства. Но, если картины Шагала и Пикассо, театральные постановки Мейерхольда и Славутина, балет Айседоры Дункан – безусловно, вызывали, если не восторг, то ажиотаж, с музыкой – другая история. Ее обвинили в отказе от логики тональности, в случайности последовательности элементов композиции, еще в тысяче «грехов»… Пусть в этих хитросплетениях специальных терминов разбираются специалисты, а музыка тем и хороша, что она может апеллировать сразу к чувствам человека, вызывать сильнейшие эмоции, несмотря на всю многотомность критики.
Музыка ХХ века прекрасна, а таких переживаний и такого количества адреналина не дают ни стритрейсерство, ни паркур – в этом убедили публику Большого зала карельской филармонии пианист Вадим Холоденко и виолончелист Александр Бузлов на концерте 4 декабря. Присутствовал на концерте и третий артист – известный московский композитор и пианист Алексей Курбатов, чьи забавные комментарии и исторические анекдоты про композиторов лишь подчеркивали драматизм исполняемых композиций. Кстати, мировая премьера симфонической картины Алексея Курбатова «История мира, оказавшегося чьим-то сном» состоится в рамках фестиваля 5 декабря.
Позволю себе пересказать историю создания прозвучавшей на концерте Сонаты для виолончели и фортепиано Бенджамина Бриттена. По словам Алексея Курбатова, английский композитор был очень дружен с Мстиславом Ростроповичем. Как-то двух маэстро пригласили выступить у одной из британских принцесс. Воспитанный на сказках Перро, Ростропович представлял себе принцессу исключительно сказочной – ему и в голову не приходило, что принцессой может быть и 50-, и 60-летняя женщина, а именно в таком возрасте находилась одна из кузин королевы, пригласившая музыкантов. Итак, Ростропович об этом не догадывался и усиленно тренировал книксен, чтобы произвести впечатление на принцессу. Бриттен, знавший, но скрывавший постбальзаковский возраст принцессы, отговаривал друга от этой затеи, но – тщетно. И вот, как-то вместе обедая и споря об уместности книксена, Бриттен предложил Ростроповичу «сделку»: вы не делаете книксен, а я обязуюсь написать сонату. Договор был написан и подписан на одном из листков ресторанного меню… В 1960 году состоялась премьера, написанной «по ресторанному договору», сонаты.
Сегодня, 5 декабря, фестиваль продолжится. Вадим Холоденко и Симфонический оркестр филармонии, помимо уже упомянутой мировой премьеры, исполнят произведения великих композиторов прошлого столетия: Равеля, Прокофьева.
Карельская госфилармония благодарит Леонида Николаева за предоставленные фотографии.