Booking tickets

(8142) 76-92-08

Box office working hours:
Mon – Fri: 12 pm - 7 pm
Sat – Sun: 11 am - 5 pm
Lunch: 14:30 — 15:00

Сергей ЗЫКОВ: «Смотреть на Русь глазами поэта...»

20 April 2012, friday

Позже были «Военные письма» Валерия Гаврилина (при участии Олеси Петровой), Всероссийский фестиваль поэзии имени Н.Клюева… Неудивительно, что честь закрывать концертный цикл одного из любимых среди петрозаводских меломанов абонемента № 4 «Оркестр «Онего» приглашает» выпала именно этому певцу. 4 апреля Сергей Зыков выступил в Большом зале филармонии. В первом отделении прозвучали песни Александра Морозова на стихи выдающегося русского поэта Николая Рубцова, во втором – песни Арно Бабаджаняна и Валерия Гаврилина, а также любимые мелодии из кинофильмов, музыку к которым написал Андрей Петров… Песни не просто хорошо знакомые – подлинно народные. Неудивительно, что концерт прошел с аншлагом.

– Вы не первый раз работаете с оркестром «Онего» и Геннадием Мироновым. Каковы впечатления от сотрудничества?

Мне очень нравится. Это один из немногих оркестров, который дышит «русским духом». Я обратил на это внимание еще при исполнении нами музыки Гаврилина, которая насыщена темами в стиле русских народных песен. Именно в исполнении оркестра «Онего» эта музыка начинает существовать как нечто историческое. Когда у тебя за спиной эти музыканты и этот дирижер, ты чувствуешь русские биотоки внутри себя и в какой-то момент понимаешь – да, я действительно русский человек. Пусть с татаро-монгольскими оттенками, но все-таки русский.

– Вообще часто поете с оркестрами народных инструментов?

Очень часто. Многие города, которые завязали со мной отношения после фестиваля музыки Андрея Петрова, приглашают участвовать в концертах, в проектах именно с народными оркестрами. С симфоническими оркестрами я работаю очень мало.

– В концерте 4 апреля Вы пели песни на слова Николая Рубцова. В прошлом году с Геннадием Мироновым Вы сделали программу по поэзии Есенина «Тихо струится река серебристая». Насколько Вам близко творчество этих поэтов?

Есенин не просто мне близок… Если бы я был поэтом, я бы также писал. Не в том смысле, что использовал бы те же размеры, метафоры… В суть предмета он смотрит такими глазами, какими смотрю я. Он говорит о природе, о близости с природой и находит точки этой близости такие же, как у меня самого. Я нахожу такие же совпадения между Рубцовым и Есениным – их воспитала природа, места, где они выросли. Рубцов нашел словосочетание, которое действительно выражает сам характер Родины – «тихая родина». Эта родина спокойно воспитала у них любовь к окружающему миру. И моя «тихая родина» – Вятка, Кировская область, Вятская губерния – очень похожа: такие же просторы, поля, леса… До того, как я впервые открыл томик Есенина, я где-то внутри это чувствовал, но не мог выразить, потому что я не поэт. И вдруг открываю Есенина и понимаю: он говорит моими словами. Поэтому я Есенина очень люблю. Также как и Рубцова.

– В разных интервью Вы говорите, что петь начали в армии. Это красивая легенда или правда?

Я так говорю обычно ради шутки. В детстве бабушка просила: «Спой, у тебя голос красивый». Я пел ее любимую песню о Ленине. Бабушка очень любила эту песню, причем именно в моем исполнении. Фактически это были мои первые выступления… Бабушке нравилось.

В школе я тяготел к точным наукам – физике, математике, геометрии, очень любил информатику, готов был на нее жизнь свою положить. Поступал в военное училище в Красноярск целенаправленно на специальность «радиоэлектроника». В училище был ансамбль ребят, которые играли музыку типа «Не плачь, девчонка, я к тебе вернусь». Они мне сказали: «Серега, ты громче всех поешь строевые, давай к нам». С этого, может быть, что-то началось: меня начали отправлять на конкурсы авторской песни, военной песни. Пытался тогда немного «авторствовать»…Теперь я понимаю, что ничего хорошего я собой тогда не представлял, но в той среде, видимо, от других людей отличался. Может, поэтому и нравились мои «поэтические шедевры». Собственно, эти концерты и конкурсы привили мне еще не любовь, но назревающую тягу к музыке. Уже тогда я начал задумываться о своей творческой судьбе и решил бросить училище.

После того, как я демобилизовался, мы с друзьями приехали в городок Бородино под Красноярском, чтобы там обосноваться и начать жить. Я пошел работать на угольный разрез и, плюс ко всему, устроился петь в ансамбль «Красная Русь». И через полгода руководитель ансамбля мне сказал: «Тебе не надо здесь пропадать, езжай, учись». Это был первый человек, который отправил меня учиться в музыкальное училище в Новосибирск. И началось…

– Теперь для Вас музыка – это профессия, или Вы просто человек, который поет?

Был такой период, когда я пел всегда и везде. Если была сцена и микрофон, я шел туда, если было караоке, то о Зыкове можно было забыть и найти его утром в этом же месте. Спустя какое-то время я понимаю: ничто в этой жизни не вечно, голос тоже, его нужно беречь.

– Но Вы курите…

Эта ситуация непонятна даже для меня самого. Курить я начал рано и запел, уже будучи заядлым курильщиком. И мой аппарат не привык к другому и работает именно в таком режиме! Сейчас начал бросать курить, не курил неделю и потерял все ощущения диафрагмы, дыхания, смыкания связок… Компетентные люди говорят, что нужно потерпеть, но смогу ли я терпеть, скажем, два месяца?

– Случай непростой... Как же Вы заботитесь о голосе?

Единственная забота – не создавать голосу «тепличные условия». Чем больше человек создает себе ограничений, тем больше он начинает болеть. Я сильно о голосе не забочусь, в шарфы не кутаюсь и каждый день микстуры не пью. Но если простужаюсь, то единственный способ – согреть молока и добавить туда меда. А еще есть такой способ – взять минеральную воду (скажем, «Ессентуки» № 2) и кипяченое молоко, очень горячее и один к одному разбавить. Помогает.

– При подготовке к нашему разговору нашли забавное интервью с Вами, где Вас называют «певец-тракторист», «певец-отец»…

Да, было такое. Женщина, которая брала интервью, пыталась найти ассоциации, кем может быть певец, перечисляла их.

– То есть «певец-тракторист» – это не выдумка?

Началось все с того, что я потерял военный билет (я еще певец – «дыра в голове»), начал восстанавливать его. У меня спросили, кто я по специальности. Я ответил: «Тракторист (а я закончил курсы трактористов), сейчас пою в хоре, значит, еще и певец». Когда пришел забирать военный билет, увидел, что в графе «гражданская специальность» написано «певец-тракторист». Может, пошутили, но написали через дефис.

– Поете много и разное?

Я пою только русскоязычный материал: все, что на русском языке мне понятно и известно. Единственно не беру во внимание всю эстрадную музыку, начиная с 1985 года. Кроме Бабаджаняна. Все композиторы советской эпохи – настоящие композиторы. Да и музыку писали для высокого класса певцов. Я очень люблю музыку советских композиторов, они для меня являются большими величинами. Также люблю старинные и классические романсы, имею не только право, но и возможность их исполнять.

– Значит, для Вас главное – романс. А если позовут петь итальянскую оперу?

Целенаправленно я итальянскую музыку петь не буду. Причина очень проста: я не итальянец. Произношение у меня неважное, и нужно серьезно им заниматься, нужно уделить итальянской музыке столько внимания, сколько я сейчас уделяю русской. Японцы раз в пять лет стараются полностью изменить свою жизнь. И здесь то же самое: чтобы петь такую музыку, нужно изменить в себе все. Я на этот шаг не готов пойти, пока не собираюсь. Но если позовут спеть в опере, то почему нет, спою.

– А если джаз?

Ни за какие деньги! Я люблю пошутить, но я не комик по призванию. Чтоб петь джаз, надо либо быть афроамериканцем, либо вырасти в этой атмосфере. Джаз – не моя музыка. Когда я слушаю джаз, единственное, что я улавливаю – это настроение, но сам так ее исполнить не смогу. Так зачем?

– Как смогла бы сложиться Ваша судьба, если бы Вы не связали жизнь с музыкой? Или, не дай Бог, голос пропадет?

Если голос вдруг пропадет… Еще в Новосибирске я ходил на Алтай, и в Петербурге занимался промышленным альпинизмом – могу либо быть инструктором, либо работать промышленным альпинистом.

У меня всегда есть понимание того, что голос может исчезнуть в один прекрасный момент. Все мы под Богом ходим, все наши таланты нам не принадлежат, все принадлежит Богу. Изначально все певчие в храмах знали: Бог тебе дал голос, значит, ты должен Бога этим голосом восхвалять. И поющие люди обязательно шли в храм. Я, к своему сожалению, эту певческую культуру для себя не открыл: я себя комфортнее чувствую солистом, чем в ансамбле. Ансамбль – это определенная культура пения, свойство музыкальности человека, умение держать общий баланс…Но если у меня для Бога немногое сделать получается, то тогда хоть для Родины послужу. Поэтому я стараюсь набирать репертуар патриотического содержания. Это вопрос принципа. Я должен это делать.

Просмотров: 6 241