Под знаком Стравинского. 1 марта
Что было на сцене:
Два рояля и два звездных пианиста: Лукас Генюшас и Анна Генюшене. Звучали, как можно было бы предположить из названия, не только авторское переложение для двух фортепиано концерта Игоря Стравинского «Дамбартон Окс», но и музыка балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» Сергея Прокофьева, «Летняя пастораль» Артура Онеггера и «Hallelujah Junction» Джона Адамса.
Почему стоило прийти:
Во-первых, потому что звучала современная классическая музыка, исполнением которой меломанов, прямо скажем, не балуют. Во-вторых, на сцене были два очень разных рояля: Steinway & Sons и цифровой инструмент Roland, приобрести который, кстати, посоветовал Лукас Генюшас. Звучал дуэт великолепно, что лишний раз подтверждает утверждение многих исполнителей: играет не инструмент, а артист. И наконец, в-третьих, публика узнала, что кроме проверенной временем классики, существует и современная музыка, где есть много чего интересного.
А еще Анну и Лукаса долго не отпускали. Петрозаводчанам удалось задержать московских артистов, пусть и на несколько минут. На бис дуэт исполнил песню Леонида Десятникова «Тоска по Родине» из его знаменитого «Альбома для Айлики».
Весенний комплимент. 4 марта
Что было на сцене:
Наш самый любимый Оркестр русских народных инструментов «Онего» под управлением легендарного дирижера Геннадия Миронова и, приехавший к нам из Санкт-Петербурга, великолепный баритон Альберт Жалилов. Звучали неаполитанские и итальянские песни, арии из опер, песни из кинофильмов, советская эстрада.
Почему стоило прийти:
Чтобы увидеть красавца брюнета с голубыми глазами, не только в шоу телеканала «Россия 1» «Живой звук», но и вживую. Обаяние и искренность Альберта Жалилова никого не оставили равнодушным, а его неповторимый бархатный баритон завораживал и сводил с ума всех женщин, присутствовавших в зале. Как всегда, мастерство артистов оркестра «Онего» во главе с маэстро Мироновым приводило публику в восторг: звучание «Онего» узнаваемо с первых нот и аккордов и всегда трогает сердца поклонников.
Признание в любви. 7 марта
Что было на сцене:
Не в первый раз за свою концертную деятельность, но впервые на сцене Карельской филармонии Михаил Тоцкий дал сольный концерт в качестве баяниста, аккордиониста и бандонеониста в сопровождении симфонического оркестра под управлением Анатолия Рыбалко. Звучала ставшая неимоверно популярной в Петрозаводске музыка Пьяццоллы, Морриконе, Гальяно, Ди Марино, Власова, Бакалова, Гайнуллина и других. Три последние номера программы публика аплодировала артистам стоя.
Почему стоило прийти:
Потому что только на концерте Михаила Тоцкого можно увидеть живой баян, живой бандонеон. Инструменты дышат, стонут, поют... Программа удивительным образом рассказывала истории любви очень разных людей: мечтательная лирика Эннио Морриконе, порыв чувств Астора Пьяццоллы, энергия и непредсказуемость Луиса Бакалова. В каждой мелодии было не только что-то близкое каждому из слушателей, но и отражение характера самого маэстро Тоцкого. Состояние окрыленности артистов, их упоение жизнью переходило в музыку: то драйвовую и напористую, то нежную. Этот был концерт о любви сокрушительной силы и невероятного драматизма, любви, которая спасет мир.
Подвиг оркестрантов. 13 марта
Что было на сцене:
Прекрасная рассказчица, ведущий музыковед России Наталия Энтелис, Симфонический оркестр Карельской филармонии под управлением Алексея Ньяга. Звучала великая музыка Прокофьева, Чайковского, Евлахова, Кальмана, Бетховена и Шостаковича, сопровождаемая комментариями Наталии Леонидовны.
Почему стоило прийти:
Стоило еще и привести на концерт своих детей, чтобы и у них, и у вас появилась общая память. Память о мужестве непокоренных людей, память о подвиге оркестрантов. Музыкантов на войне почему-то особенно жалко: они беззащитны, они умеют дарить красоту, а на войне главный «подарок» - смерть. Вот, что сказал писатель Алексей Толстой, услышав «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича: «За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота - это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает». 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялось первое исполнение симфонии, а спустя три недели Седьмая симфония Шостаковича звучала уже в Москве, летом ее сыграли в лондонском Альберт-холле (дирижировал Генри Вуд), в Ливерпуле, Глазго, Нью-Йорке (под управлением Артуро Тосканини), наконец, в августе - в блокадном Ленинграде. Для всего мира эта партитура стала тогда не только великой музыкой, но и актом общечеловеческого гуманизма.
СССР: История против справедливости. 13 марта
Что было на сцене:
Музыка, которую большинство публики не слышали никогда. Мало кому известны были и имена авторов этой музыки, но музыковед Наталия Энтелис рассказала об их полной драматизма жизни, симфонический оркестр под управлением Алексея Ньяга сыграл их сочинения.
Почему стоило прийти:
Потому что было много красивой музыки, и теперь каждый из слушателей знает, что «Завод. Музыка машин» и «Тракторная колонна прибывает в деревню» - это не только красиво, но и очень современно. Наталья Леонидовна рассказала, что Моисею Вайнбергу принадлежит авторство не только мелодий к кинофильмам «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Гиперболоид инженера Гарина», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и мультфильмам «Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух», но и более чем двадцати симфоний, концертов, сюит, опер, балетов… Мы узнали, почему великая музыка Сергея Прокофьева к спектаклю «Евгений Онегин» на десятилетия была забыта, а Дмитрию Шостаковичу чиновники посоветовали не исполнять Симфонию № 4… Но главное, мы услышали эту музыку.