«Мужской камерный хор. Край, разбуженный Петром», 16 ноября
Что было на сцене:
Мужской камерный хор Карельской филармонии, а это 17 очень красивых, молодых и талантливых мужчин в смокингах под управлением дирижера Алексея Умнова в элегантном черном френче, исполняющих канты петровской эпохи, немецкую, австрийскую, чешскую и русскую музыку эпохи Просвещения.
Изюминкой концерта стал рассказ директора Национального музея Республики Карелия Михаила Гольденберга. На сцене было две легенды: легендарный царь-реформатор Петр I и легендарный петрозаводчанин историк Михаил Леонидович Гольденберг. Для этого концерта была организована трансляция, которую посмотрели порядка шести тысяч человек.
Почему стоило прийти:
Это была история не только об эпохе Петра Великого, но и о нас с вами, дорогие соотечественники, причем не тогдашних, а современных. Подробности пребывания государя в нашем крае, поданные иронично, причем, не только в отношении Петра Алексеевича, но и по отношению к нам: нашей реакции на реформы, склонности ничего не менять и все терпеть, которая за три века почти не изменилась. История нашего края звучала и в каждом концертном номере Мужского камерного хора, и то бережное отношение к музыке, с которым была подготовлена программа, почему-то заставило вспомнить фразу из одного очень хорошего фильма: «История — наука, которая делает человека гражданином».
«Играют Татьяна Потёмкина и Евгений Желинский», 17 ноября
Что было на сцене:
Артисты из Санкт-Петербурга, лауреаты международных конкурсов домристка Татьяна Потёмкина и балалаечник Евгений Желинский, Оркестр «Онего» под управлением легендарного его основателя, главного дирижера Геннадия Миронова, безупречно исполняющие музыку разных стилей и жанров.
Почему стоило прийти:
Легенды о виртуозной игре оркестра «Онего» давно уже вышли за пределы Карелии. Многие, даже проездом бывая в Петрозаводске, считают за большое везение попасть на концерт «оркестра Миронова». Для нас, жителей столицы Карелии, возможность насладиться игрой уникального коллектива находится в шаговой доступности. Когда же плюсом ко всему этому солируют на концерте такие виртуозы как Татьяна Потёмкина и Евгений Желинский, обидно этой возможностью не воспользоваться. Постоянные поклонники оркестра знают, что выступление прославленного коллектива всегда будет более насыщенным, чем это заявлено в анонсе. Прошедший концерт не стал исключением. Помимо самого оркестра и питерских солистов, выступили ансамбли солистов оркестра «Онего», а помимо авторских национальных мелодий, артисты исполнили спиричуэл, этнофьюжн.
«Сказки об Италии», 18 ноября
Что было на сцене:
Справа от рояля в великолепном Русском зале Музея изобразительных искусств - заслуженный, с подтеками краски настоящий мольберт, на который специально для концерта, только на один вечер, водрузили из запасников музея картину Владимира Стожарова «Сан-Джиминьано». Шесть солистов Симфонического оркестра филармонии: скрипачи Екатерина Исаева и Павел Костров, альтисты Алена Медовикова и Татьяна Васильчук, виолончелисты Иоанн Лапин и Илья Досяк, а также пианист Матвей Бакалин разными составами исполняли произведения Стравинского, Рахманинова, Чайковского. О долговечной связи великих русских писателей, художников, музыкантов с Италией рассказывала автор идеи концерта музыковед Татьяна Талицкая.
Почему стоило прийти:
Чтобы увидеть жару в маленьком итальянском городке Сан-Джиминьано. Чтобы услышать, как музыка становится проводником для знойного воздуха Тосканы не только сквозь расстояния и границы, но даже сквозь время. Чтобы, находясь рядом с артистами, которые не отделены от публики той самой пресловутой «четвертой» стеной, понять почему Окуджава назвал их пальцы злыми, а смычок острым.
«В ритмах осени», 19 ноября
Что было на сцене:
Во-первых, не было сцены в привычном понимании этого слова. В Большом зале торжественных церемоний Дворца бракосочетания, где обычно из-за стола поздравляют брачующихся, звучали танго, регтайм, босанова, блюз… Все танцевальные ритмы ХХ века исполнял ансамбль «La Vittoria Armonica», состоящий из солистов филармонии: Юлии Ереминой (скрипка), Павла Кострова (скрипка), Татьяны Васильчук (альт), Надежды Рогушиной (виолончель), Владимира Плешакова (гитара), поддержанный великолепным баритоном Андрея Господарёва. Концерт сопровождали ироничные комментарии ведущей – музыковеда Ларисы Сураевой.
Почему стоило прийти:
Танцевальные мелодии прошедшего века! Что может быть более подходящим для исполнения во Дворце бракосочетания? Двое обнявшись движутся под музыку, без слов понимая друг друга. Страстные и нежные ритмы согревали публику, подарив тепло на исходе осени.
«Классик-фейк-контроль», 20 ноября
Что было на сцене:
Симфонический оркестр филармонии под управлением молодого дирижера из Санкт-Петербурга Дмитрия Кольцова, исполняющий известнейшие произведения Баха, Моцарта, Вагнера, Бетховена, Шопена, Шостаковича… На заднике сцены – проекция с экрана монитора, где в режиме реального времени ведущая концерта музыковед Татьяна Талицкая на страничке во ВКонтакте включала записанные в плейлист произведения лже-Моцарта, лже-Бетховена, лже-Шопена и т.д.
Почему стоило прийти:
Потому что звучала популярнейшая классика в живом исполнении симфонического оркестра – эмоции зашкаливали, публика не могла насытиться красотой (а, может, красота – это то, чем невозможно насытиться?). Комментарии Татьяны Талицкой были совсем не возмущенными, а очень информативными. Фамилии авторов «Реквиема по мечте», «Классики – слушать всем!», «Дождя слез» и прочих существующих и несуществующих сочинений исправлены на верные. Музыкальные мистификации разоблачены.
Честно говоря, с удивлением узнала, что знаменитое Адажио Альбинони, написал вовсе не Томазо Альбинони, а современный итальянский композитор и музыковед Ремо Джадзотто, который сам и организовал мистификацию, «подарив» свое сочинение соотечественнику. Говорят, с целью прославиться. Но прославиться не получилось: и по сей день прекрасное и трагическое Адажио Джадзотто заявляют в программках и афишах как Адажио Альбинони.